УГАДАЙ ИГРУШКУ

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.

Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трех-четырех. КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «учится». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Мой брат учится», «Ваня учится отлично», «Катя учится в школе». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

 

ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО?

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.

 

КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый объясняет условия игры: «Буратино принес нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: яблоко вкусное или: яблоко румяное. А хлеб как можно похвалить? (Хлеб мягкий.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку».

Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, лиса, заяц, мальчик и др.

Примерные ответы: собака умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, лиса рыжая, заяц серенький, мальчик трудолюбивый и т. п.

 

КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?

Цель: подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, корот¬кое, красное.

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, ве¬селая, грустная.

Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.

Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтаж¬ный.

 

СКАЖИ КАКОЙ

Цель: называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий:

1. По отдельным признакам узнать предметы; отгадать за¬гадки («Круглое, сладкое, ру-мяное — что это?»).

2. Дополнить словосочета¬ние словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) ... слад¬кий, снег ..., лимон

 

НА ВЫСТАВКЕ

Цель: давать описание картины, используя образные слова и вы¬ражения.

Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные) и орга¬низует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экс¬курсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

 

ЗАГАДКА

Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, ис¬пользуя образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изобра¬жением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.

Вариант игры

Цель: развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду и какие действия в произведении за ним последуют, получит право зага¬дывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

 

КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ

Цель: выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.

Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и на¬зовет сказочных выражений, образных слов.

Взрослый говорит примерно следующее: «Разные народы жи¬вут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова». После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.

 

ЗАДУМАЙ СЛОВО

Цель: систематизировать представления о значении слов, выра¬жать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.

Ребенок задумывает слово, которое все знают, но не назы¬вает его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например:

он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котенок);

он кукарекает (петух);

она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);

она оранжевая, длинная, вкусная (морковка);

оно белое, плывет по небу (облако).

 

КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?

Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определе¬ние.

Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: зеленым — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, воен¬ная машина, нитки;

широким — река, дорога, лента, бульвар, улица;

новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, авто¬мобиль, журнал, мебель;

маленьким — котенок, мышка, лисенок, брат, хомячок, маль¬чик;

вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт;

пушистым — белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса;

холодным — чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комна¬та, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот;

высоким—дом, башня, человек, сапоги, потолок, темпера¬тура;

круглым — стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.

 

ЧТО ДЛЯ ЧЕГО

Цель: использовать в речи глаголы в неопределенной форме, кон¬струкции сложноподчиненного предложения.

Материал: картинки с изображениями предметов (реальные предме¬ты), которыми пользуются при умывании, одевании и т. д. (мыло, зубная щетка, щетка для ногтей, полотенце, зубная паста, за¬колка, лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, лож¬ки, тарелки, носки, ботинки и т. д.), кукла.

Детей знакомят с куклой. Рассматривают с ними картинки (предметы), называют. Далее кукла показывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, чтобы мыть руки, чтобы при¬чесываться и т. д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязан¬ными или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функ¬ции и называет его.

 

ФОТОГРАФИЯ ОЖИЛА

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Предлагаем малышу живописную фотографию природы. Пусть малыш дотронется до нее своей волшебной палочкой и «оживит»: какие звуки там скрыты (шелест травы, плеск бегу¬щего ручейка, голоса детей, гудок парохода и т. д.); запахи (за¬пах зелени, цветов, воды, запах свежеиспеченного хлеба, запах тины и т. д.); пусть малыш представит, что он прикасается к предметам, к животным, если они есть на фотографии, и рас¬скажет нам, что он чувствует, прикасаясь к ним: прохладу (кам¬ня, воды и т. д.), тепло (песка, воды), шершавость (коры, кир¬пича) и т. д.

Не забудьте после игры выйти из фотографии и «закрыть» ее волшебной палочкой...

 

ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ

Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнооб¬разные языковые средства).

Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Бура-тино».

Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать веселую, печальную или поучительную концовку.

Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием.

 

НАРИСУЕМ КАРТИНУ СЛОВАМИ

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

 

ПРИДУМАЙ СКАЗКУ

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие книжечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать иллюстрации.

 

Я НАЧНУ, А ВЫ ПРОДОЛЖИТЕ

(По рассказу Н. Носова «На горке»)

Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, использовав образные обороты речи.

Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, переливался, блестел).

Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).

Санки перевернулись, и мальчик ... (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).

Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудил¬ся ... (не покладая рук, без устали, в поте лица).

 

ОБЪЯСНИ, ПОКАЖИ

Цель: знакомиться с фразеологизмами.

Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и др.).

Задает вопросы типа: что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Предлагает по¬добрать картинку, которая подходит к тому или иному выраже-нию. (Картинки, отражающие переносное и буквальное значение фразеологизмов, подбираются заранее.)

 

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребенок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:

— Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.

Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.

 

ОШИБКА

Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.

Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы:

—«Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?

— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно?

— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать?

— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Все ли здесь правильно? Как нужно сказать?

 

ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ

Цель: знакомиться с фразеологизмами.

Взрослый обращается к детям:

— Давайте вдумаемся, почему так говорят. Например, о неожиданном говорят «как гром среди ясного неба». Если человек видит, что будет дождь, гроза, какую он ждет погоду? (Дождливую.) А когда ясное небо, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную.) Если же случается что-то неожиданное, чего совсем не ждут, то так и говорят: как гром среди ясного неба.

— Попробуйте объяснить, почему так говорят: дрожит как осиновый лист. Не кленовый, не березовый, а осиновый. Вспомните, когда так говорят.

— Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.

 

О ЧЕМ ГОВОРИТ ПОСЛОВИЦА

После беседы о значении какой-нибудь пословицы взрослый предлагает детям придумать небольшой рассказ или сказку, в котором кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Это упражнение рекомендуется использовать на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики»; «Трусливому зайке и пенек—волк»; «Не рой яму другому, сам в нее попадешь»; «Кто зря сердит, у того голова болит»; «Как аукнется, так и откликнется»; «Какие сани, такие и сами»; «Одна пчела много меда не наносит» и др.

 

КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ ПОСЛОВИЦ

Взрослый предлагает ребенку подобрать пословицы к определенному литературному произведению, конкретному эпизоду из сказки, к сюжетной картинке, отражающей конфликтную ситуацию, и т. п.

Другой вариант такого упражнения заключается в том, что взрослый дает пословицу, разбирает ее вместе с детьми, а затем предлагает нарисовать рисунок, придумать на основе этой пословицы короткую историю.