Феномен леворукости привлекает внимание разных специалистов: педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, физиологов. Не может не волновать эта проблема и родителей леворуких детей.

У них возникает множество вопросов, связанных с особенностями их малышей. Почему ребенок чрезмерно подвижен, неусидчив, упрям? Почему он плохо ориентируется, постоянно теряется? Почему неохотно рисует и пишет? Поче­му вдруг начинает читать слова с середи­ны или с конца, причем в противопо­ложном направлении? Почему не умеет вести себя в гостях и общественных ме­стах: всюду «сует свой нос», открывая шкафы, выдвигая ящички? Почему наш ребенок не такой, как другие дети? Раз­ве мы мало уделяем ему внимания, пло­хо воспитываем? Что нам делать, чтобы он исправился? Как подготовить его к обучению? А может быть, не надо отда­вать его в школу вместе с одногодками, а дать ему возможность подрасти, повз­рослеть, окрепнуть, стать серьезнее, от­правив на годок попозже?

Ответы на все эти вопросы дает зна­ние особенностей леворуких детей, ведь необычное поведение — не результат плохого воспитания, а проявление осо­бенностей их центральной нервной сис­темы.

Беспокойство и гиперактивность поч­ти всегда «выдают» будущего левшу уже в раннем возрасте, до трех лет, когда выбор ведущей руки у ребенка еще не состоялся. Для маленького левши харак­терен особый тип поведения: он не мо­жет усидеть на маминых руках, попав в новое помещение, он начинает тщатель­но обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафчиков, коробочек и т.д. Это объясняется тем, что у преобла­дающего большинства левшей более раз­вита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (его форму и цвет), для них недостаточно его словес­ное описание.

Именно преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми объясняет­ся и некоторое их отставание в усвоении программы в детском саду и необходи­мость многократного повторения требо­ваний, просьб, поручений, инструкций. Так что тревоги родителей по поводу недостаточной готовности их леворукого ребенка к школьному обучению чаще всего обоснованы. Действительно, левше требуется специальная подготовка, на­правленная на выработку навыков, адап­тирующих его к праворукой среде.

В последнее время в популярной ли­тературе наблюдается тенденция к сгла­живанию проблем леворуких детей. Это усыпляет бдительность родителей, от­влекает их от своевременного решения ряда серьезных вопросов, тогда как их малыш на самом деле нуждается в осо­бом подходе.

В зависимости от причины возникно­вения леворукости всех левшей можно разделить на четыре группы: генетичес­кие, патологические, переученные (с ле­вой руки на правую) и имеющие вынуж­денную леворукость (вследствие повреж­дения или утраты правой руки).

Наиболее успешными во всех жиз­ненных аспектах являются левши на­следственные, имеющие генетическую леворукость, которая не связана с нару­шениями мозговой деятельности. При обучении они, как правило, не имеют проблем и без особых трудностей могут быть переучены с левой руки на правую. После переучивания бывшие леворукие могут показывать блестящие результаты не только по письму, но и по другим предметам. Такая перестройка, возмож­ная благодаря здоровому мозгу этих де­тей, крайне нежелательна. Сегодня мы знаем наверняка, что переученная лево­рукость — ошибка взрослых, стоящая ребенку здоровья.

Исследование леворуких детей, имею­щих трудности в обучении чтению и письму, показало, что в основном это дети с патологическим происхождением леворукости. Генетически они являются правшами, но из-за различных пораже­ний левого или обоих полушарий, возни­кающих в дородовом периоде или во время родов, они становятся леворукими и используют для письма и других мануальных действий левую руку. Спе­циалисты часто отмечают у них наруше­ния право-левой ориентации в прост­ранстве и в схеме собственного тела, на­рушения зрительного восприятия. Имен­но этих детей категорически нельзя пере­учивать на правую руку. Ведь правая рука связана с деятельностью противополож­ного левого (пораженного) полушария, функционирование которого не только было нарушено на ранних этапах, но и не формировалось должным образом в течение всего дошкольного периода раз­вития ребенка.

Изучая сведения о развитии такого ребенка, в его медицинской карте обыч­но можно найти записи о наличии у ма­тери патологии беременности и родов. Этим детям в возрасте до одного года достаточно часто ставится такой диагноз, как перинатальная энцефалопатия (ПЭП), которая обычно скоро снимает­ся, но, как правило, в более позднем воз­расте его заменяет другой — минималь­ная мозговая дисфункция (ММД). Лю­бой из перечисленных факторов может быть причиной не только леворукости, но и нарушений нервно-психического, речевого развития ребенка, а в дальней­шем — трудностей обучения. Сама лево­рукость к данным нарушениям приво­дить не может.

Родителям ребенка, предпочитающе­го левую руку при выполнении всех или большинства моторных действий, следу­ет проанализировать течение беременно­сти матери, родов, раннего развития ре­бенка и с помощью специальных тестов установить степень леворукости (выра­женная, слабая или амбидекстрия — рав­номерное владение правой и левой ру­кой). Надо также определить ведущую руку. Для этого проводится специальный тест, состоящий из 20 проб. Все пробы теста делятся на две группы. Первую группу проб составляют действия, кото­рые практически всегда находятся под контролем родителей. (Ведь любая мама обращает внимание на то, в какой руке ее ребенок держит ложку, карандаш, руч­ку, ножницы.) Эти пробы получили на­звание «основных». Во вторую группу проб вошли действия, на выполнение которых родители почти никогда не об­ращают внимания. Им не приходит в голову контролировать, какой рукой ре­бенок поднимает пуговицу с пола, стря­хивает крошки со стола, машет на про­щание рукой, разматывает нитки, разда­ет лото и т.д. Это «неосновные» пробы.

Ребенок при обследовании должен продемонстрировать все перечисленные ему действия. Для этого перед ним на столе поочередно выкладывают предме­ты, с помощью которых он выполняет предложенное задание. Взрослый дол­жен сидеть напротив ребенка. Ни в коем случае не следует давать образец выпол­нения той или иной пробы. Ребенок не должен знать, что проверяется то, какой именно рукой он станет выполнять зада­ния. Надо сказать, что вы хотите посмо­треть, как быстро или как точно он бу­дет работать. Результат выполнения каж­дого задания отмечается буквами П (пра­вая рука) и Л (левая рука). Если ребенок выполняет левой рукой 15 и более проб, то у него выраженная леворукость; от 11 до 15 — слабая леворукость; 10 левой ру­кой и 10 правой — амбидекстрия. При переученной леворукости большую часть проб, связанных с выполнением «основ­ных» действий, ребенок будет выполнять правой рукой, а пробы, связанные с вы­полнением «неосновных» действий, — левой. Если чаще используется правая рука, то это свидетельствует о праворукости, которая тоже может быть слабой или выраженной.

Если у вашего леворукого ребенка были какие-либо серьезные нарушения развития в раннем возрасте и он имеет трудности в усвоении знаний, то вам, не ожидая приглашения, следует обратить­ся за советом к нейропсихологу или ло­гопеду. Специалисты помогут выявить причины проблем ребенка и разработать индивидуальную программу развития (или коррекции) нарушенных функций. Именно они смогут вам сказать, отдавать ли вам вашего шестилетнего ребенка в школу или необходимо подождать еще один год. Специальная подготовка к школе поможет избежать возможных трудностей обучения, которые могут привести к серьезным психологическим проблемам и нарушениям здоровья.

 

Пробы для определения ведущей руки

Основные

Неосновные

Какой рукой ребенок:

ест?

пишет?

рисует?

держит чашку?

режет ножницами? расчесывается?

чистит зубы?

бросает мяч?

стирает ластиком?

держит молоток?

раздает лото?

нанизывает бисер?

разматывает нитку?

раскручивает ручку?

наливает воду в узкое горлышко? сметает крошки со стола?

аплодирует (какая рука сверху?) вставляет нитку в иголку?

машет рукой на прощание?

поднимает предмет с пола?

 

 

Родители должны быть готовы к тому, что их имеющий патологическую леворукость ребенок будет испытывать те или иные трудности на протяжении всего периода начального обучения. Дело в том, что почти все педагоги работают по хорошо отработанной ими модели обуче­ния праворуких, в которой преимущест­венно используются вербальные методы (объяснение, рассказ, беседа), почти весь учебный материал дается в устно-рече­вом плане. Эти словесные методы мало­эффективны в обучении левшей. Поэто­му они нуждаются в индивидуальном подходе, в особом внимании, в особой помощи как учителя, так и родителей.

Если ребенок нуждается в вашей по­мощи при выполнении домашних зада­ний, посоветуйтесь с учителем, как луч­ше эту помощь организовать. Взрослые должны знать, что большинство леворуких и переученных на правую руку с тру­дом переносят нормальную учебную на­грузку. Это объясняется чрезмерной сте­пенью их сосредоточенности при выпол­нении письменных заданий. Письмо вызывает у них более сильное по сравне­нию с остальными учащимися нервное и физическое напряжение. Они гораздо медленнее выполняют письменные зада­ния. Их ни в коем случае нельзя торо­пить, спешка приведет к большому коли­честву ошибок. Нельзя их перегружать избыточным количеством упражнений тренировочного характера, переписыва­нием текстов и т.д. Некоторые родители думают, что увеличивая домашнюю на­грузку ребенка («Перепиши красиво»), они добьются от него лучших результа­тов. Лучше предложите ему вместо пере­писывания целого текста вставить в сло­ва на изучаемое правило пропущенные буквы, дописать окончания, дополнить предложения недостающими словами.

Не следует настаивать на том, чтобы ребенок во время письма наклонял тет­радь вправо. (Известно, что 86% левору­ких детей предпочитают, чтобы тетрадь лежала ровно, без наклона.)

Опыт работы с леворукими детьми, имеющими трудности в обучении, пока­зывает, что для лучшего усвоения мате­риала им необходимы дополнительные зрительные опоры. Так, при заучивании правописания словарных слов успешно используется специальная методика зри­тельного запоминания слов-образов. Ре­бенок легко усваивает, например, что в слове «корзина» пишется «о», если ему дать карточку с изображением корзины, ободок которой нарисован в виде этой буквы красным цветом. Повторение пра­вописания сводится к перекладыванию карточек. Многие учителя разрешают леворуким детям пользоваться ими в классе. Карточки с выученными слова­ми постепенно откладываются; остают­ся карточки со словами, в которых уче­ник еще допускает ошибки. Использова­ние таких карточек со словами-образами во много раз эффективнее, чем много­кратные попытки заучить написание слов.

Такой же зрительной опорой при обу­чении счету может служить и линейка. Особенно она необходима первокласс­нику-левше, когда он учится считать в пределах первых двух десятков. По ли­нейке он быстрее усвоит увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, т.к. будет иметь возможность контроли­ровать перемещение по числовому ряду (уменьшить — влево, увеличить — впра­во). Это очень важно, поскольку леворукие дети часто не только пишут буквы и числа зеркально (при умножении 6 на 6 у него в ответе будет 63, а не 36), но ме­няют направление счетных операций (в примере (5 +1) + 9 у него может полу­читься ответ «3», а не «15», потому что он считает, читая пример справа налево, и при этом вычитает, а не складывает.

Частой проблемой леворуких млад­ших школьников является неуверен­ность в себе. Поэтому многие из них не любят отвечать у доски. Зная правиль­ный ответ, предпочитают не поднимать руку, опасаясь неудач, ошибок. Зная эту особенность левшей, постоянно давайте своему малышу установку на успеш­ность: вселяйте в него уверенность, что он сможет хорошо учиться, что он не хуже других, что вы его любите таким, какой он есть. Демонстрируйте свою за­интересованность в его успехах. Ребенок должен постоянно ощущать вашу под­держку, т.к. левши очень эмоционально переживают отношение к себе.

Находите возможность ежедневно выслушивать ребенка о его школьных делах, проверяйте, как он выполнил до­машнее задание. Он всегда должен идти в школу с уверенностью, что готов к уро­кам.

Иншакова О.Б. Леворукий ребенок //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004, №1. – С. 72-75